Японская чайная церемония.История и традиционные разновидности

Юлия Верн 3 701 0

Японская чайная церемония или Путь Чая — актуальная по сей день японская культурная традиция, представляющая собой торжественное чаепитие с использованием зеленого порошкового чая маття. Традиция носит название «тядо» и исполняется в традиционной японской манере — «темою».

Дзен-будизм сыграл основную роль в развитии церемонии в эпоху становления чая в Японии, использование которого, активно применялось в практике медитации монахов, которые использовали чай с целью достижения высших материй бытия путем чаеподношения Будде.

Японская чайная церемония

Некоторые исторические факты формирования японской чайной традиции

В эпоху VII столетия деятельность странствующих буддийских монахов являлась основным источником формирования и распространения не только религиозных предубеждений, но и философских познаний по всей Азии. Не удивительно, что такой почитаемый напиток в Китае, как чай, в скором времени перекочевал и в Японию, став не только излюбленным напитком японского народа, но и великим духовным наследием, бережно охраняемым и в наши дни.

К концу VII века, политика буддийских священников стала все больше закрепляться среди культурной, а самое главное — политической жизни страны. Священники, выполняющие роль советников, наставников, учителей и врачевателей при дворе, имели серьезное влияние на японских императоров. Именно монаху Эйсаю, древние японские манускрипты приписывают первое чаепитие при дворе сегуна Минамото. Монах представил правителю истинную ценность чайного напитка, как лекарственного средства.

К середине VIII века, употребление чая стало обычным делом не только японских правителей и дворцовой знати, но и сословий попроще — самураев, среди которых стали практиковаться, так называемые чайные турниры, когда собравшимся почетным гостям предлагали несколько вариантов различных чаев, которые, вкусив, нужно было определить сортовую принадлежность напитка и его происхождение.

Рядовые крестьяне также получили привилегию наслаждения чайным напитком, сортом пониже. В отличие от богатых сословий, обычный люд не организовывал шумных мероприятий — чаепитие проходило в скромной тихой обстановке, в семейном кругу, за обсуждением дел насущных.

К концу VIII века, началу IX, стали оформляться первые ритуалы японского чаепития, что также не обошлось без влияния буддийских монахов — первый вариант действий при заваривании чая и особого обслуживания гостей принадлежит священнику Даё, который позже явился наставником многих чайных мастеров.

В течение следующего века, чайная церемония обрастала все новыми качествами, пропитывалась духовностью японского народа и искренней преданностью самурайских традиций. Мурата Дзюко — буддийский священник в четвертом поколении, является основоположником современных ритуалов японского чайного мастерства. Орнаментные свитки с его наставлениями и философскими изречениями — основной элемент интерьера японских чайных домов современности.

Японские традиции чаепития

Мурата заложил в основу церемонии самое главное с точки зрения японской философии — стремление к естественности, доверию и преданности, разумеется, такой подход не устраивал напыщенных и часто нетрезвых игроков чайных турниров, которые всячески пытались препятствовать идеям Мурата, нередко — путем заключения его под стражу. Однако вариант чистоты, простоты и искренности не мог не прижиться в японской культуре, поэтому идея Мурата — «ваби», которая трактовала четыре принципа чаепития: гармония, почтительность, чистота и тишина, стала основополагающей философией ритуала.

Вам будет интересно  Как правильно заваривать и пить чай пуэр

В начале XV века Дзёо Такено впервые стал использовать отдельные строения для проведения чайных церемоний — «тясицу», представляющие из себя легкие, скромные домики с соломенной крышей, небольших размеров, которые визуально казались продолжением окружающего такой домик сада, сливаясь с ним и не нарушая природной идиллии. Дзёо также предложил глиняную чайную посуду весьма грубой отделки, которая, как и тясицу, напоминала об обычной крестьянской скромности простых японцев.

Видео по теме
Чайная церемония в Японии
Кликните Play для просмотра

Лучший ученик Такено — Сэнно Рикю, предложил несколько изменений чайного домика, в частности — поднял окна на такую высоту, чтобы они служили только источником рассеянного света, но не давали возможность увидеть происходящее за ними, дабы ничего не должно нарушать процесса чаепития. Еще одной видной заслугой Рикю было усовершенствование сада, на территории которого расположен чайный домик, которому было дано название «тянива» и дорожки, ведущей к гостевому входу — «родзи».

Кроме того, Рикю достаточно подробно формализовал процесс церемонии, начиная с алгоритма действий гостей, и заканчивая темами разговоров, которые принято вести во время чайных бесед. Тем самым вложив в процесс чаепития духовную чистоту и скрытую, на первый взгляд, изящность, даруемую обычными скромными предметами обихода и тихими диалогами, вопреки размашистой хвастливости богатой утвари и шумных балаганов. Изящество пустоты и благость покоя — основа японской чайной церемонии.

Печальная судьба ожидала Сэнно Рикю — его сюзерена, как и всех богатых вельмож, не устраивали скромные предпочтения Рикю по внутреннему убранству чайных домиков и чайный мастер, по приказу своего повелителя был вынужден совершить самоубийство.

Однако эстетические принципы Рикю не были забыты и продолжали развиваться его семьей — внуком Сэн Сотан была открытая первая в Японии школа чайных мастеров — Сэнкэ, и это было только начало. К середине XVIII века уже существовали целые классы отдельных учебных чайных заведений, образованных мастерами, переступившими, некогда, порог Сэнкэ.

Чайная школа в современной Японии — место, где уделяют самое трепетное внимание искусству проведения церемонии, поддержания тематических бесед и соответствующего настроения, ну и, конечно — приготовлению чая и процессу чаепития.

Чайный домик

Традиционные разновидности японских чаепитий

Как уже упоминалось, японская чайная церемония — гармоничный, организованный и максимально упорядоченный ритуал чаепития, пропитанный духом изящной простоты и душевного тепла. В отличие от китайских традиций, основное постижение заключается не столько в наслаждении процессом употребления напитка, сколько в удовольствии от проведения самого мероприятия, грамотном исполнении всех ролей спектакля и отточенном мастерстве его исполнителей.

Существует несколько стилей японских чаепитий, которые различаются порядком проведения в зависимости от времени суток, формальностью проводимого мероприятия или времени года.

Интересно знать!
Серьезные различия имеют место между летним стилем чаепития — «Фуро» и зимним — «Ро», заключаются в видах используемой посуды, способах нагревания воды, качестве древесного угля и размещении посудной утвари во время процесса чаепития.

Некоторые торжества проводятся с привязкой к определенному событию, самыми важными из которых считаются начало нового чайного сезона или применение первых практических навыков учеников чайных домов и школ.

Вам будет интересно  Индийские особенности производства и употребления чая

Японское чаепитие

Ниже представлены несколько традиционных разновидностей чаепитий, широко применяемые в современной Японии:

  • «Акацуки-но-Чаши» — чаепитие проводится ранним утром в зимний период, во время, когда свет позднего солнца начинает рассеивать свет зажженных свечей в стенах тясицу, меняя очертания и внешний облик посудной утвари.
  • «Ююзари-но-Чаши» — церемония во время заката в теплый летний вечер, когда участникам чаепития, с заходом солнца, открывается тайна растворения рутинного бытия прошедшего дня в мистической сфере чайного волшебства, освещаемого тайным светом хрупкой свечи.
  • «Асача-Тя» — проводится ранним прохладным утром, до восхода солнца в летний период. Главная роль чайного мастера достается выпускникам чайных школ, которые проводят свою первую в жизни, самостоятельную чайную церемонию.
  • «Шобуро» — первая летняя церемония, знаменующая начало нового года, по современному календарю — месяца мая, когда нагревание воды впервые за сезон, происходит за пределами чайного домика на портативных мангалах. Мероприятие очень значимое для японцев, особо чтущих чайные традиции своей страны, по важности не слабее отношения к празднованию обычного Нового года. Событие весьма официальное, изобилующее торжественными речами и жестикуляцией важных гостей.
  • «Сёго-но-Чаши» — кратковременное чаепитие, традиционное для времени обеденного перерыва.
  • «Кукишири-но-Чаши» — чайная церемония, завершающая летний период и знаменующая переход к зимнему сезону «Ро». Данный вид церемонии отличает использование чайного сырья, которые было собрано в первый весенний урожай и хранящегося до сих пор в герметично запечатанном глиняном сосуде, который находился все лето в прохладном погребе. С началом торжества, восковая печать срывается с крышки сосуда и чайное сырье, выдержанное без свободного доступа воздуха, что придает ему особые вкусовые и ароматные свойства, заваривается и преподносится гостям.

Японская чайная церемония - дань традиции

Кукишири является базовым стилем среди всех разновидностей японских чаепитий и отражает ритуал открытия обновленного семейного очага — заменяются все элементы процесса на новые, включая сёдзи (раздвижные полотняные или бумажные двери), а на стены вывешиваются соответствующие новому сезону декоративные свитки с изречениями видных чайных мастеров прошлого.

Чаепитие начинается ровно в полдень 7 ноября и длится около 4 часов, сопровождая процесс употребления чая легкой закуской из печенья и несладкой сдобы.

  • «Нагори-но-Чаши» — следующее, после Кукишири, чаепитие, не такое весомое по продолжительности, однако не менее важное, при котором проводится дополнительное чествование проводов летнего Фуро и встречи зимы, остатками чая из глиняного сосуда;
  • «Ёбанаши» — тожественная церемония чаепития в вечер, накануне зимнего солнцестояния — перед самой длинной ночью в году. Процесс чаепития обязательно проводится при свете нескольких свечей, а дорожка в саду освещена сказочным светом бумажных фонарей;
  • «Хатсугама» — особенная церемония, не зависящая от принадлежности к сезонности, когда чай готовится и разливается учителем для своих учеников. Хатсугама часто называют церемонией первого чайника, когда достопочтимому учителю помогают только самые лучшие и достойные его ученики.

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован.